В Кирилло-Белозерском музее-заповеднике показали путь экспоната от реставрации до экспозиции

Фото: пресс-служба Кирилло-Белозерского музея-заповедника
Отреставрированные экспонаты XVIII-XX веков в подклете Трапезной палаты Кирилло-Белозерского музея-заповедника представили на открытии выставки «Профессия-реставратор»: реставрационные мастерские в музее».

Здесь предметы из коллекции тканей, драгоценных металлов, редчайшие памятники древнерусского искусства, инструменты для реставрации. Выставка дышит своей непревзойдённостью и мастерством.

В руках реставраторов Кирилло-Белозерского музея-заповедника (в музее работают реставрационные мастерские по тканям, дереву, темперной живописи, металлу, иконам) экспонаты принимают практически первоначальный вид.

Реставраторы Кирилло-Белозерского музея-заповедника и Суздальского реставрационного училища взялись за самую трудную работу. Более двухсот лет комплекс вещей епископа Пензенского и Саратовского Амвросия Орнатского (Орнатского Андрея Антиповича), в числе которого митра, поручи и панагия, оставался нетронутым. Несколько раз к его реставрации подступались мастера. И наконец, в последние годы удалось добиться первозданного вида этих вещей. На выставке данные предметы представлены впервые.

«Это археологические памятники, поэтому состояние сохранности предметов было аварийное, ткани под воздействием плесени разрушались, – рассказывает главный хранитель Кирилло-Белозерского музея-заповедника Светлана Смирнова. – Людмила Михайловна Громыко, реставратор произведений из ткани высшей категории Суздальского реставрационного училища буквально спасла их жизнь. Лицевая сторона панагии практически полностью была покрыта серыми грязными напластованиями (почвенные загрязнения) и мы не были уверены, что изображение сохранилось. Светлана Михайловна Смирнова, реставратор произведений из металла II категории, работая с микроскопом, по чуть-чуть снимала загрязнение и вернула предмету первоначальный вид. Яркие эмали заиграли новыми красками. Проведенные реставрационные мероприятия позволили не только обеспечить дальнейшее стабильное состояние и сохранность произведения, но и вернуть первоначальное авторское цветовое звучание и целостность восприятия».

Теперь узнать, в какой одежде ходил составитель первой русской энциклопедии «История российской иерархии», можно на выставке в Кириллове. Имя епископа Орнатского тесно связано с Кирилло-Белозерским монастырём. С десяти лет Андрей обучался в Кирилловской духовной семинарии. Слушая рассказы о житии святых, подвизавшихся здесь, видя строгую монашескую жизнь, он избрал свой дальнейший иноческий путь.

В конце своей жизни Амвросий Орнатский выбрал именно Кирилло-Белозерский монастырь для своих молитвенных подвигов.

Выставка «Профессия-реставратор»: реставрационные мастерские в музее» стала своеобразным отчетом о проделанной работе по сохранению музейных коллекций, которая в музее ведется с 60-х годов прошлого столетия. Здесь представлены работы всех реставрационных мастерских музея: металла, живописи, тканей, дерева и бумаги. Музей также находится в постоянном контакте с реставрационными центрами и образовательными реставрационными учреждениями в деле реставрации предметов. Например, сегодня за пределами стен музея в реставрационных организациях находятся 43 предмета.

Реставрационные мероприятия составляются исходя из состояния сохранности памятника и результатов лабораторных исследований. Об этом на открытии выставки подробно рассказала художник-реставратор произведений из ткани Кирилло-Белозерского музея-заповедника Лидия Кононова. Собственноручно Лидия отреставрировала сарафан XIX века. В её руки он попал в состоянии общего загрязнения и запыления, с многочисленными сечениями и разрывами, поздними чинками, оборванной нитью на сборке в верхней части.

В ходе реставрации была проведена водная очистка памятника, демонтированы поздние чинки, сдублированы и укреплены сечения и разрывы, восстановлена сборка. Памятник приобрел экспозиционный вид.

Сейчас Л. Кононова занимается реставрацией воздуха середины XVIII века и находится на этапе восполнения утрат. Воздухом в христианском Богослужении называется большой плат. Он используется для покрытия Святых Даров, приготовленных к освящению на дискосе и потире.

Все предметы, отреставрированные в мастерских Кирилло-Белозерского музея-заповедника, попадут в фонды музея, а затем будут представлены широкой общественности на выставках и в экспозициях, сообщают в пресс-службе Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Читайте нас в:
Хочешь быть в курсе главных событий, которые происходят в Вологде? Подпишись на нашу почтовую рассылку!
Яндекс.Метрика